Get Back Project. Vol.1: A Few Of Music or What LP Making Is Really Like (диск 1)

1. Adagio For Strings

2-3. Let It Be

4. My Imagination / Improvisations

5. I'm So Tired

6. Ob-la-di, Ob-la-da

7. You Can't Do That

8. I've Got A Feeling

9. Don't Let Me Down

10. One After 909

11. Hear Me Lord

12. Golden Slumbers / Carry That Weight

13-15. Get Back

16. I've Got A Feeling

17. Don't Let Me Down

18. Maxwell's Silver Hammer

19. Don't Let Me Down

20. Two Of Us

21. Don't Let Me Down

22. I've Got A Feeling

23. The Long And Winding Road

24-25. Get Off / For You Blue

26. Maxwell's Silver Hammer

27. I. Me. Mine

28. For You Blue

29. Mean Mr. Mustard

30. Child Of Nature

31. Across The Universe

32. Oh! Darling

33. The Back Seat Of My Car

34. Song Of Love

35. Look At Me

36. Everyone Had A Hard Years

37. A Case Of The Blues

38. Nobody Ever Loves Me Like She Does

39. Maxwell's Silver Hammer

40. On My Mind

41. Mean Mr. Mustard

42. Madman

43 .Oh! Baby

 

В новый, 69-й год битлы вступили со свежим замыслом Маккартни. Решили, что группа вернётся к простому, «живому» звуку без технических ухищрений и наложений и покажет миру честную (по выражению Леннона) музыку. Весь процесс подготовки новых песен должен быть снят на киноплёнку, чтобы потом на широком экране продемонстрировать людям, что же это такое – запись пластинки по-настоящему. Фильм был призван доказать, что группа по-прежнему жива, что в её работе остались характерные для начала 60-х лёгкость и непринуждённость. Достойным венцом всего проекта планировалось грандиозное публичное выступление четвёрки (первое с 66-го, если не считать телемост Наш мир), запись которого стала бы новым альбомом Битлз. В итоге поклонникам предназначались бы новый диск группы, фильм про то, как этот диск репетировался в студии и записывался на концерте, и книга с фотографиями всего действа.

По давней песне Маккартни начала 60-х проект именовали Get back (возвращение назад). Возвращение в прошлое, включая и обложку на альбом, повторявшую Please please me в малейших деталях, новые фотографии для которой выполнил тот же фотограф Ангус Макбин на той же лестнице в офисе EMI и на том же самом месте.

2-го января ранним утром они собрались в павильоне киностудии Твикенхэм, и началась запись. Вскоре, однако, напряжённая обстановка в группе вылилась в уход Джорджа. Это случилось 10-го января. Ещё некоторое время продолжали без него, но работа не шла. Харрисону позвонили, извинились, состоялось примирение. Решили завершить начатое в новой студии Эппл. И хотя стационарное оборудование там ещё не было подключено, ребята чувствовали себя как дома. К тому же Джордж привёл на запись Билли Престона, отличного блюзового клавишника, знакомого с музыкантами уже много лет. Это парень поладил со всеми и снял витавшее в воздухе напряжение.

С 22-го по 29-е января в Эппл кипела работа, подводившая Битлз к кульминации – концерту «на людях». Не придя к согласию по другим вариантам, квартет в конце концов решил просто подняться наверх, на крышу своего здания, и «ударить» роком по центру Лондона. Выступление не стало восклицательным знаком всего проекта, и на его основе не удалось выпустить пластинку. Примерно 40 минут лондонского эфира во время ланча в бизнес-центре города были прерваны полицией. Группа ещё на день спустилась в студию, чтобы доработать пару песен, и на этом всё завершилось.

Очевидно, что общий итог январской деятельности квартета не впечатлил битлов в тот момент и был далёк от ожидаемого: вместо показательного фильма о том, как в лёгкой и непринуждённой обстановке творится музыка, на киноплёнке фактически была зафиксирована хроника распада Битлз, вместо грандиозного концерта в окружении фанов четвёрки – «не ориентирующиеся в пространстве» прохожие на улицах Лондона и обрыв музыки спустя 40 минут с начала…

Сегодня, по прошествии более 30-ти лет позволительно произвести оценку тех событий с другой точки зрения. В анналах Эппл, EMI и Твикенхэма осело свыше 30-ти часов музыкального звучания, среди которых напето порядка сотни чужих песен, хотя и большей частью не особо серьёзно исполненных, а также внушительный массив собственных произведений. Такого наследия не оставил после себя ни один сессионный период Битлз (в части исполнения песен чужих авторов период Get back можно сравнить лишь со всем(!) архивом BBC). И что же происходит с такой роскошью? Фактически ничего! Звукорежиссёр Глин Джонс, с которым группа сотрудничала во время проекта, проводя в жизнь общий замысел непосредственности исполнения, на основе записей в студии Эппл сформировал альбом Get back, так никогда и не появившийся на свет официально. А слушателям же в конечном итоге от тех сессий звукозаписи на долгие годы достались лишь полтора сингла и альбом Let it be, альбом-неудача, никоим образом не сопоставимый с вышеупомянутым Get back. Лишь в 96-ом из третьей части Anthology поклонники смогли почерпнуть ещё полчаса музыки того периода. Попробуем же теперь восполнить этот зияющий пробел в дискографии Битлз.

Итак, в нашей версии проект Get back разбит на четыре тома. Головная его часть – Том 1: Немного музыки или Что же такое – сделать пластинку наяву? Это расширенная попытка представить авторский материал сессий Get back в альбомной форме. Две таких попытки в виде альбомов Get back и Let it be осуществлены давно, однако первая из них – очень удачная – готовилась для издания на пластинке и весьма ограничена по времени, не имея возможности вместить в себя массу интересного, впрочем, так и не дойдя до слушателей официально, а вторая весьма эклектична и попросту неудачна, часто вступая в противоречие с основной идеей проекта. Сегодня, фактически не будучи скованными временными рамками, возможно более глубокое проникновение в мир музыки данного проекта.

На первом из трёх дисков тома 1 размещены фонограммы твикенхэмского, за редким исключением, периода, на остальных двух, соответственно, – записи Эппл. Мы постарались сохранить атмосферу свободного и доставляющего удовольствие творчества, вовлечь слушателя в процесс происходящего. Показана эволюция в исполнении некоторых песен от «наигрывания на фортепиано» до конечного варианта. Здесь представлены, естественно, не использовавшиеся на других альбомах версии песен. Случаи же чрезвычайно редкого повторения материала обусловлены либо более полным представлением этого материала по времени, либо дополнением его другими звуковыми событиями.

Записи примерно выстроены в хронологической последовательности, однако этот подход нарушался ради логики построения тома как единого альбома.

Резкий и довольно неприятный писк, время от времени появляющийся на фонограммах января 69-го, это вклад в звуковую палитру киношников, отмечавших таким образом начало и конец съёмок. А фраза, звучащая в первые секунды воспроизведения тома 1, объявляет нам о втором дне работы и нумерует плёнку, на которую производилась запись. Подобные реплики слышны и на фонограмме концерта на крыше.

Монтаж тома 1 в определённой степени всё же нарушает замыслы Битлз по части «честного» альбома (однократного «живого» исполнения), поскольку в ряде номеров имеют место наложения из разных вариантов исполнения, а также переходы из одного варианта в другой. В этом аспекте наша работа уходит от версии Глина Джонса в сторону варианта Фила Спектора – звукорежиссёра, переработавшего плёнки сессии для пластинки Let it be. Однако, эти изменения (по сравнению с «чистым» живым звуком) не так уж значительны, как в Let it be, и, считаем, не нарушают в целом дух непосредственного концертирования, позволяя в то же время представить на суд слушателя значительно больше интересных моментов сессии Get back на дисковом пространстве.

В работе над проектом сохранены удачные находки альбома Get back (последовательность Dig it/ Hark, the angels come!/ Let it be, выделение в качестве репризы к альбому отрывка из Get back), восстановлена связка Dont let me down/ Ive got a feeling, преобладавшая на репетициях.

Возможно, непропорционально сессионному много времени на дисках отведено произведениям I want you, Get off/ Dig it, хотя дублей к «основным» (вошедшим в альбом Get back) песням Битлз было записано на порядок больше. Оправданиями подобной позиции может послужить наличие «основы» на The Apple rooftop concert, альбомах Get back и Let it be, а также желание представить практически все произведения, прозвучавшие в январе 69-го в Твикенхэме и Эппл. В конце концов, если бы содержание тома 1 проекта было пропорционально времени, затраченному на репетициях, то большая (с ударением на «а») часть песен вообще прошла бы мимо нас, так как была исполнена всего один-два раза. Впрочем, уже из-за нехватки места на компакт-дисках, не попал в поле зрения тома 1 очень забавный, длительностью около 15-ти минут, дубль Dig it. Остаётся утешаться тем, что ряд выдержек из него (свыше 4-х минут) наличествует в альбоме Get back (а тот кусочек, который Фил Спектор включил в Let it be, вырван, что называется, из контекста, не даёт представления о работе в целом и по причине его длины (меньше минуты), и из-за отсутствия вокала Маккартни (выпавшего при сведении), придающего произведению характерный настрой).

Наконец, несколько слов о произведениях из основной части тома 1. На трёх дисках можно проследить изменение подходов к исполнению Let it be (диск 1: 2-3; диск 2: 22; диск 3: 20), Get back (1: 13-15; 2: 12, 27-29; 3: 14), Don’t let me down, I’ve got a feeling, Two of us и других песен. Обратите внимание, какой трансформации подвергаются в них вступление, проигрыши, окончание (Let it be (3: 19), Two of us (2: 35), Get back). Работа над песнями ведётся не только в музыкальной части, модифицируются и тексты. Более всего это бросается в глаза при прослушивании Let it be, а Get back становится «полигоном» для языковых упражнений (2: 28-29), приобретает политическую окраску (2: 27). Пробуется и передача солирующего вокала от основного исполнителя партнёру (2: 31; первые строфы в 3: 9). Используется даже подход в стиле хард (1: 16-19). Маккартни шутит, используя готовые произведения (2: 11, 24), представляя новые (1: 33), пародируя (1: 34). По ходу действия случаются реминисценции (1: 5-7; 2: 6-8; 3: 17), уходы в импровизацию (1: 4; 2: 11, 30; 3: 5 и др.), строящуюся по принципу разработки главной темы, подводящей к кульминации в конце (редакция этих композиций (1: 4, например) зачастую не сохраняет такое построение в связи с недостатком места). Нельзя не отметить версии песен, которые, с нашей точки зрения, звучат интереснее, а порой и значительно интереснее в представленных вариантах, нежели впоследствии в изданном виде: это, в первую очередь, произведения Харрисона (1: 11, 27; 2: 13, 15; 3: 9) и, конечно же, блестящая версия Her Majesty (2: 18), в которой Маккартни пять раз повторяет один и тот же куплет, но, право, никак не скажешь, что какой-либо из повторов лишний! Восхищает голос гитары в I told you before (2: 30), который трудно не спутать с голосом человека.

В томе 1 Вы легко обратите внимание на песни, позднее опубликованные как на дисках группы (Abbey road), так и в сольных работах Леннона, Маккартни и Харрисона. К примеру, сочинение Джона времён поездки в Индию Child of nature (1: 30), увидевшее свет на Imagine как Jealous guy, или The back seat of my car (1: 33) Пола из будущего альбома Ram.

В дополнительном материале тома 1 фигурируют произведения, не попавшие в альбомную канву. Здесь уже упоминавшийся микс демонстрационных записей Леннона конца 68-го (1: 35-38) с фрагментами песен Look at me (впоследствии включённой в сольную пластинку John Lennon/ Plastic Ono band), Everyone had a hard years (ставшей частью I’ve got a feeling), A case of the blues и Nobody ever loved me like she does (переросшей вскоре в Don’t let me down). Ещё один «тяжёлый» подход продемонстрирован к Maxwells silver hammer (1: 39) Маккартни. On my mind (1: 40) и Mean Mr. Mustard с Madman (1: 41-42) представляют песни Харрисона и Леннона, соответственно, а в Oh, baby (1: 43) Полом разыграна небольшая сценка. Единственное дополнение диска 2 (37 – Blues) – блюзовая импровизация, во всём блеске раскрывающая нам мастерство Билли Престона (его прозвище – мистер Блюз). В «хвосте» диска 3 оказались Teddy boy (3: 22) в одном из вариантов Глина Джонса к альбому Get back, Dont let me down (3: 23) с апрельского (69-го года) сингла и версия на фортепиано The long and winding road (3: 24), уже звучавшая в сокращённом виде (1: 23) и интересная тем, что в ней чётко прослеживаются все мелодические ходы, имевшие место потом в аранжировке группы.

Пара строк о песне Get back. Скажем, чуть забегая вперёд, что, будучи изданной в апреле 69-го на сингле, она стала первым доступным результатом проекта для поклонников. Причём, именно в версии, включённой в альбом Get back. Этот вариант, приходящий к современным слушателям в основном с диска Past masters, в аннотации последнего ошибочно противопоставляется версии альбома Let it be и датирован 28-м января. Если быть точнее, то предлагаемый Let it be вариант записан 27-го января, а включённый в Get backPast masters) – состоит из варианта Let it be с подмонтированной к нему заключительной частью от записи 28-го января. Кстати, завершающая альбом Get back реприза является куском всё той же записи от 28-го! Целиком эта фонограмма представлена настоящим изданием в томе 1 проекта Get back (3: 14).

И уж если пошла речь о версиях песен на различных альбомах, нелишне будет отметить следующие совпадения: The long and winding road на всех источниках (Get back, Let it be, том 4 (23)) представлена записью 26-го января, Let it be (кроме тома 1) везде звучит в предпоследней попытке от 31-го января (в томе 1 (3: 20) использовано последнее исполнение!).

Трудно было после двух версий Глина Джонса для Get back, варианта Фила Спектора для Let it be (см. LET IT BE) и версии, помещённой на том 4 (20), изобрести что-то новое для песни Teddy boy, ведь битлы обращались к ней всего три раза, но кое-что сделать удалось… Впрочем, Вам судить.

P.S.: Dig a pony довольно долго в ходе проекта называлась All I want is you, а Майкл Линдси-Хогг, упоминаемый Джорджем Харрисоном в томе 1 (1: 34), был режиссёром снимавшегося фильма.

 

Предыдущий Альбомы Следующий

 

Сайт управляется системой uCoz